Что такое доброта? По рассказу В. Распутина «Уроки французского»





Доброта – это стремление человека относиться к другим людям по-доброму, поступать так, чтобы им было хорошо. В мире существует немало добрых слов,  есть много людей, которые совершают добрые поступки.

Дорогою добра идёт учительница Лидия Михайловна – героиня рассказа В.Распутина «Уроки французского». Она, рискуя профессиональной репутацией, помогает ученику.

Эта учительница была классным руководителем мальчика, который в послевоенные годы учился вдалеке от дома, в райцентре. Мать, несмотря на то, что надо было прокормить ещё двух ребятишек, посылала ему хлеб и картошку. Но он часто голодал. Учился мальчик хорошо. Подводил его только французский язык, точнее – произношение. В начале урока Лидия Михайловна всегда внимательно разглядывала детей и однажды заметила, что у мальчика есть раны на лице.  Он боялся, что его поведут к директору.  В ходе беседы с учеником Лидия Михайловна внимательно смотрела на «тощего диковатого мальчишку», одетого в перешитую одежду, на его обувь – чирки.  Потом она спокойно сказала ему, что играть на деньги не надо, и спросила его, может ли мальчик обойтись без этого.

Лидия Михайловна решила пригласить его для занятий к себе домой. После занятия она заботливо предложила ему поужинать. Мальчик застеснялся и убежал. Она хотела, чтобы он чувствовал себя увереннее, спокойнее и рассказывала о себе. Часто они слушали пластинки. Однажды учительница отправила ему посылку, в которой были макароны, несколько кусков сахара и две плитки шоколада. Потом у них был серьезный разговор, во время которого учительница смутилась и обещала «никаких посылок не подсовывать». Попытки  помочь мальчику Лидия Михайловна не оставила. Она поинтересовалась у него, в какую игру на деньги он играл с ребятами, рассказала о том, что у них в детстве тоже была игра. Лидия Михайловна даже подзадорила мальчика, спросив его, уж не боится ли он играть. Потом учительница предложила играть в «пристенок». Лидия Михайловна пыталась сделать так, чтобы мальчик выигрывал и покупал на эти деньги молоко. Чтобы помочь ребенку, она шла на обман и  по-хитрому объясняла ему свои действия. Однажды внезапно появился директор школы, который был ее соседом, и учительница честно призналась, что играет с учеником на деньги. Последствием  такого «безнравственного», в понимании директора, поведения стало её увольнение. Попрощавшись с мальчиком, Лидия Михайловна успокоила его и взяла вину на себя. Потом мальчику пришла посылка, в которой были макароны и три яблока.

Учительница не забыла мальчика. Она по-прежнему хотела опекать его, заботясь о его здоровье. Лидия Михайловна не думала о себе, а настолько была обеспокоена тем, как живет ее ученик, что даже решила рискнуть своей репутацией.  Доброта её не знала границ.  Писатель помнил об этом. В. Распутин посвятил учительнице рассказ «Уроки французского».  Поведение учительницы помогло мальчику понять, что мир не без добрых людей. Память об этой учительнице, скорее всего, поможет ему стать таким же добрым.

Итак, доброта – это одно из главных человеческих качеств. Это и одно из главных нравственных правил-заповедей. Доброте надо учить и надо учиться.



Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com