Мошковский А.И. «Кешка»


Рассказ Анатолия Мошковского о подростках Кешке, Юре и Тимоше.

Кешка – четырнадцатилетний подросток-сирота. Он родился на Байкале. После смерти родителей жил с дядей, который много работал, поэтому Кешка рос как бурьян, был непослушен и не сильно хотел учиться. Несмотря на это, ребята тянулись к нему, с ним им было интересно.

Юрка – сын учительницы, приехавший с матерью из Батуми.

Тимошка – местный паренек, коренной житель Байкала. Он был убежден, что Байкал – самое большое и важное море в России.

Мальчики учились в одном классе. Учительницей у них была Софья Павловна – мама Юрки.

Софья Павловна не сразу нашла контакт с классом. По неопытности она кричала и угрожала детям. Она поняла, что красноречивый строгий взгляд убедительнее крика и нудных нотаций, что спокойствие и выдержка нужны учителю, потому что дети способны на любые выходки. Особенно ей запомнился случай, когда в окно на учительский стол неожиданно прыгнул неведомый зверек – бурундучок.

От неожиданности Софья Павловна вскрикнула и отшатнулась в угол. Виновником того происшествия оказался Кешка. Так он хотел проверить учительницу, как он выразился «сибирская она или приехавшая».

Софья Павловна понимала, что завоевать доверие и авторитет детей непросто. Кешка имел вес среди подростков, и ей надо было либо поладить с ним, либо его сломить. Но после случая с бурундучком прошел год, а учительница не была уверена в победе над Кешкой.

Однажды Тимоша и Юра увидели Кешку с дядиной лодкой. Им хотелось, чтобы Кешка их покатал. Кешка согласился. Ребята сплавали от пирса до пирса и стали уговаривать Кешку выплыть из бухты в открытое море. Им хотелось приключений. Кешка свернул в открытое море. И тут неожиданно налетел сильный ветер, который на Байкале называют «горная».

Горная – горный ветер похожий на ураган. Он сносит камни, деревья со скал. Море становится черным и дико ревущим. При таком ветре тонут рыбацкие лодки и суда.

Все испугались, особенно Юрка и Тимоша. Но Кешка смог справиться с собой и помочь ребятам. Он призвал их не бояться, заставлял вычерпывать воду из лодки. Но лодку перевернуло, все оказались в воде. Тимоша и Юрка начали тонуть. Кешка не растерялся. Спас обоих и, вытащив на берег, откачал их. Оказалось, что хотя Кешка и не мог понять и доказать на уроках, что земля круглая, зато он знал, как спасти тонущего человека и не дать ему умереть. Он знал, как надо делать искусственное дыхание. Он не мог этого не знать, потому что для жителей тайги это необходимые вещи, без них не проживешь.

Три дня мальчишки провели в пустынной бухте. Их искали, и пришел катер. На нем была мама Юрки. Кешка видел, как светились глаза учительницы, когда она увидела сына. За Кешкой никто не приехал, потому что он был сиротой.

Софья Павловна, конечно, подумала, что виноват во всем Кешка. Она строго и пристально смотрела на него, но ничего не сказала. Понимала, что Кешка, может и виноват, что она чуть не потеряла сына, но ему же она и благодарна, что он спас мальчишек.

  • Мошковский Анатолий Иванович /1925-2008/ — советский детский прозаик и поэт

Читательский аргумент для сочинения:

1.ЕГЭ – проблема оказания помощи людям, проблема преодоления страха

2.ОГЭ – направление «Смелость и трусость»

В рассказе А. Мошковского подросток Кешка проявил смелость и решительность в трудной ситуации. Он катал двоих мальчишек Юрку и Тимошу на лодке по Байкалу. Мальчишки оказались в открытом море. Налетел сильный ветер, называемый на Байкале «горная». Лодку закрутило и перевернули. Мальчики стали тонуть. Кешка не растерялся и спас Юрку и Тимошу. Сделал искусственное дыхание. Трудный подросток Кешка, который плохо учился в школе, знал как помочь тонущим людям.

Дорогие читатели!

Будьте добры, отблагодарите автора!

Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com