Распутин В.Г. «И опять наступила весна…» Проблема отношения к малой родине





Русский писатель В. Распутин поднимает проблему отношения к малой родине.

Автор начинает раскрывать проблему с рассказа о том, что «триста с лишним годов» остров и деревня, находящаяся на нём Матера жили в согласии с природой, с временами года и могли бы ещё жить. Были, как и для всей страны, тяжелые времена для неё. И вот люди стали уезжать, потому что выше этого острова и деревни строилась плотина для электростанции и остров будет затоплен. Коренные жители – престарелые люди – не хотели терять связь с малой родиной, сопротивлялись до конца, тянули с отъездом. Многие не верили слухам о затоплении деревни. Вскоре «сомневаться больше в судьбе Матёры не приходилось».  Оставшиеся старики и старухи во время встреч друг с другом «часто и тяжело вздыхали».  Всеми силами  они старались подольше сохранить во всём «жилой дух и оберегали деревню от излишнего запустения».

Авторское заботливо-грустное отношение к этому событию мы видим в словах: «…повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». В. Распутин хотел сказать, что расставание с малой родиной у старых людей происходит тяжело, болезненно. Отношение старых жителей к родному месту до конца остается заботливым, хозяйственным. Они хотят хотя бы  ненадолго – «последнее лето» — продлить жизнь своей малой родине.

Я понимаю авторскую боль. По ряду причин, объективных и субъективных, люди покидают деревни, посёлки. Мне жаль людей, которые вынуждены менять привычный образ жизни.  Меня поражает привязанность и любовь старшего поколения к  деревенскому образу жизни.

Об отношении к малой родине писал и В. Астафьев. В сборнике очерков «Русская мелодия» он пишет о том, как по-разному  деревенские жители покидали свой дом. Есть дома, в которых вся деревенская кухонная утварь осталась. У печки лежат дрова. Астафьев считает, что здесь жили настоящие хозяева. Если в эту избу случайно зайдет путник, он может воспользоваться всем. По мнению писателя, отсюда выселялись, «помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу». Но есть и такие избы, где очень грязно, валяется всякий мусор. Особенно много бутылок. Скорее всего, для таких людей «не было ни Бога, ни памяти».

О трепетном отношении людей старшего поколения к родным местам, которые вскоре будут затоплены, рассказывает в повести «Прощание с Матёрой» В. Распутин. Старики все тянули, не трогались, как будто перед смертью старались надышаться родным воздухом. Старые женщины: Дарья, Настасья, Сима – все они жили одной мыслью – «кто ж старое дерево пересаживает?» Однажды  работники санитарной бригады по приказу властей снесли на кладбище все кресты, оградки в одну кучу, чтобы сжечь.  Старые женщины, узнав об этом, отстояли обезображенное кладбище и потом восстановили его. Дарья часто выходила на простор и всё смотрела и не могла наглядеться на Матеру. Она  пыталась ответить на вопрос, как она будет жить дальше, и не находила ответа. Женщина задумывалась над тем, неужели Матера  отслужила свой век. А ведь она могла бы ещё служить человеку, таким богатым был этот край.

Итак, отношение к малой родине у старшего поколения не безразличное, а заботливое. Люди хотят, чтобы она всегда жила, хотят сохранить память о малой родине, и, если появляется возможность побывать там или снова там жить, они стараются поступать именно так.

Исходный текст



Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com