Быков Д.Л. «Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время…» Что такое философский ум?





Русского писателя Д.Л. Быкова заинтересовал вопрос: что такое философский ум.

Этот вопрос он рассматривает на примере образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Сначала он приводит мнения Пушкина и Белинского о «психологической несообразности конфликта» в пьесе, а затем постепенно переходит к описанию поведения человека с философским складом ума. Чацкий – представитель молодого дворянского поколения, «занятый вечными вопросами»: каким должно быть общество, каким должны быть люди у власти, как сохранить национальную культуру. То, что происходит в обыденной жизни дворянской Москвы, его не интересует серьезно.

Д.Л.Быков утверждает, что А.С. Грибоедов  «точно подмечает» больное место  «всякого большого ума»: мудрый ум « взыскует диалога» и испытывает «потребность в любви». Автор статьи сравнивает глубокий, острый, аналитический ум Чацкого и расчетливый, практичный ум Молчалина. Он на стороне Чацкого. В конце статьи с помощью вводного слова « к счастью»  Д.Л. Быков выражает отношение к породе людей с критическим умом. Он уверен, что такие люди существовали и будут существовать всегда.

Я согласна с позицией автора в том, что человек философского склада ума мыслит глобальными, а не бытовыми проблемами, поэтому в личной жизни он может и ошибаться. Обыденность ему не интересна. Для Чацкого  вопросы политического устройства России, значения дворянства в жизни страны, вопросы культуры и морали важнее.

Для дополнительной аргументации этого вопроса в словаре эпитетов можно подобрать яркие слова для характеристики ума Чацкого – «незаурядный, неистощимый, блестящий, свободный»  и  для характеристики Молчалина – «рациональный,  хитрый, змеиный, мещанский, житейский, ограниченный».

Человеком критического ума показан главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Описывая внешность разночинца Евгения Базарова, писатель подчеркивал, что лицо его «выражало самоуверенность и ум». Во время разговора с отцом о занятиях Базарова Аркадий сказал, что главным предметом его являются естественные науки, и добавил, что он «все знает». Однажды братья Кирсановы беседовали о приятеле Аркадия. Павел Петрович называл его «лекаришкой», считал, что он не умен, говорил, что ненавидит его. Николай Петрович был не согласен с ним. Он говорил о Базарове, что тот «умен и знающ». Евгений Базаров отличался своеобразием мышления, собственным взглядом на устройство мира – нигилистическим. В спорах с дворянином Павлом Петровичем Кирсановым он спокойно отстаивал  свою позицию по поводу значения науки, природы, искусства в жизни человека. Речь шла и о государственном устройстве и его изменении, хотя четкой программы у разночинца Базарова по этому вопросу не было. Он критически относился к дворянству, считая, что они не играют значительной роли в обществе, потому что ничего не делают. Базаров любил философствовать с младшим другом Аркадием Кирсановым. Однажды Базаров и Аркадий лежали в тени небольшого стога, и Евгений философствовал о том, какое узенькое место занимает он «в сравнении с остальным пространством, о том, что часть времени, которую ему удастся прожить, «так ничтожна перед вечностию».

Философом из народа можно назвать Егора Полушкина – главного героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Автор наделил его  нравственной мудростью. Он разъяснял сыну многие вопросы, например, о том, что обижаться на людей – последнее дело, что «без красоты  — как без праздника», трудиться нужно для души, творчески.  После того как туристы сожгли муравейник, Егор начал объяснять им, что и человек, и природа – «все по спокою тоскуют». Один из туристов захохотал, назвав его философом. Хотя Егор Полушкин  не был профессиональным философом, но у него «много было этих самых «З а ч е м?», и ни на одно из них Егор не знал ответа». А совесть Егора требовала ответа.

Итак, философский ум помогает человеку развиваться, чувствовать собственную полноценность, не дает ему уйти в дебри обывательщины, не дает ему жить равнодушно. Хотя мыслителю намного сложнее жить. Таких людей Быков  в статье называет представителями «немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы».

Исходный текст



Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com