Данилова Л. И. «Когда мы говорим «архитектура», сразу вспоминаются…»





Когда мы говорим «архитектура», сразу вспоминаются известные ещё по школьным учебникам грандиозные египетские пирамиды, древнегреческий Парфенон, древнеримский Колизей. Встают перед глазами величественные ансамбли Московского Кремля, Новгорода, Петербурга – замечательные творения зодчих прошлых веков.

Но посмотрите вокруг. Жилые дома, школы, магазины, театры, фабрики, заводы, животноводческие фермы, стадионы, новые города и поселки, их сады и парки – всё это также архитектура, и она связана со всей жизнью человека. В одних зданиях он живет, в других учится или работает, в третьих отдыхает. Все здания и сооружения строятся для практических нужд человека, но строятся они по законам красоты и поэтому обладают определённой художественной выразительностью.

Ещё две тысячи лет назад великий римский зодчий Витрувий определил три качества, которым должно отвечать произведение архитектуры. Это прочность, польза и красота. Значит, архитектура всегда связана с обществом – с его экономикой, техникой и культурой. В силу такой многогранности она занимает особое место среди видов искусства. При огромном размахе строительства в нашей стране архитекторы не забывают об этом. Во многом они опираются на опыт и традиции прошлого, а традиции в русской архитектуре богатые. Неслучайно известный художник  и ученый Игорь Грабарь назвал Россию страной зодчих.

Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом – деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колеса, резали миски, ложки, детские игрушки. Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определенная строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества!

Начиналось с малого, самого необходимого – с жилья. Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили срубы и в глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но ещё  обязательно и красивым. Старые мастера придавали самые разнообразные формы покрытиям зданий. Над крышей гордо возносился конёк – стилизованная голова лошади. На наличниках плотник топором вырезал фантастических птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнц. Его видение мира и понимание прекрасного находило отражение в уборе избы.

Год от года, век от века совершенствовалось мастерство, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Многие из них и сегодня применяются в деревянном строительстве. Старые постройки радуют нас красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами и потрясающей целесообразностью и рациональностью: ничего лишнего – всё под рукой. Красота и польза неразрывны. Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории и культуры. Они несут на себе следы жизни человека; в них его тепло, его дыхание, его надежды. Они хранят память.

Очень важно не потерять и сберечь то ценное, что накапливалось народным зодчеством веками. С каждым годом всё меньше остаётся старых крестьянских изб, исчезают хозяйственные постройки. Кому теперь нужны в хозяйстве овин или ветряк? Утратив своё практическое применение, они стоят заброшенными и медленно разваливаются. Судьба многих – пойти на дрова. Вы можете сказать, что не о чем жалеть: старое уходит вместе со своим временем. Зачем беречь развалины? Кому и зачем они нужны? Они нужны нам, потому что без них нет в человеке корня, то чувства, что называется чувством Родины.

  • Данилова Людмила Ивановна – искусствовед, историк, краевед

Сочинение по тексту



Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com