Абрамов Ф.А. «Старая деревня с ее тысячелетней историей…»


Старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: ее этика и эстетика, фольклор и литература, ее чудо-язык.  Деревня – наши истоки, наши корни. Деревня – материальное лоно, где зарождался и складывается наш национальный характер.
И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

Ох, немного выпало на их долю добрых слов! А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!
Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так ждала Советская Армия. А как, какой мерой измерить подвиг все той же русской бабы послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы- солдатки, матери погибших на войне сыновей!

Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? Вспомним «Матренин двор» А.Солженицына, «Последний срок В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний.
Да, эти героини темные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! Бесконечная самоотверженность, обостренная русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.

К сожалению, современный молодой человек, взращенный в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.
В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом…

  • Абрамов Федор Александрович (1920-1983) – русский  писатель. Один из  наиболее известных представителей так называемой  «деревенской  прозы»

Сочинение по тексту

Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com