Любовь к родине

  1. В рассказе К.Г. Паустовского «Старый бакенщик» говорится о том, как пожилой человек понимал, что такое Родина, и учил детей ощущать чувство любви к ней. Старый бакенщик Семен  в военные годы перевозил трех мальчиков через реку. Пионеры работали в лесу: пилили дрова. Он учил их, как это делать. Старик хотел, чтобы мальчики понимали, что такое Родина, как к ней относиться. Он объяснял им, что от любви к родной земле люди идут драться с врагами. Захотел он узнать, знают ли ребята, что такое любовь к Родине. Многое перечислили мальчик:  бороться за свободную жизнь, чтобы у народа была счастливая жизнь. Старик любил говорить: «Мало». Не знали пионеры, что ещё сказать. Тогда он стал говорить о своем ответственном перед Родиной деле – следить во время войны за рекой. Но и это еще не все. И он объяснил им всю прелесть родной природы: и трав, и цветов, и облаков, и солнца, и птиц. И ребята поняли, что за эту прелесть и борются люди.  «Все шумите, «родина», «родина», а вот она, родина, за стогами!» – так закончил свой урок о Родине старый бакенщик. Он учил детишек уважению к родной земле,  потому что, как он говорил:  «Без этого человек — не человек, а труха!»
  2. Что поддерживало защитников Брестской крепости, помогало сражаться без воды, еды, боеприпасов? Мысли о родных, желание во что бы то ни стало вырваться из окружения, желание защитить тех, кто остался в крепости. Что придавало силы Николаю Плужникову – главному герою повести Б. Васильева «В списках не значился»?  Огромное, переполнявшее его чувство любви к Родине, к тем людям, которых он встретил в Брестской крепости.  И  полковое знамя, которое обвязал вокруг своего тела старшина Семишный, и девушка-хромоножка Мирра, которую Плужников полюбил и с которой  был счастлив, и те остальные люди, которых они встретили в катакомбах – ради них и за них сражался до последнего Николай Плужников, которому немцы впоследствии отдали воинские почести.
  3. Как  ощущал  связь  с  Родиной,  как  любил  ее  главный  герой  сказа  Н.С. Лескова  «Левша»?   Когда левшу доставили в Англию, он сказал  англичанам, что  русские  «своему отечеству верно преданные». Предложили ему  остаться  в Англии. Не согласился левша,  объяснив, что у него родители дома есть. Он свою Родину любил, свою  веру, свой приход. На предложение жениться на англичанке левша ответил тем, что  ему нравится, когда  молодой человек должен послать сваху в дом к девушке  и свататься при всех ее родственниках.  Нравилось  ему в России еще то, что женщины наряжаются в кружева. Вскоре затосковал  левша, потому что захотел  домой.  На обратном пути он не хотел быть в каюте, а выходил на палубу и все время спрашивал: «Где наша Россия?»  Несмотря на то, что начался  шторм, он беспрестанно глядел в сторону Родины. И в самые последние минуты жизни левша  думал о Родине.  Он просил передать государю, чтобы русские  не чистили ружья кирпичом, потому что  от этого они становятся непригодными.
  4. О том, как прощались с малой родиной старые люди, рассказывает В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой». На Ангаре строили плотину для электростанции – остров и деревня оказались бы под водой. Когда начались сборы, старуха Настасья не понимала, где она – «дома, не дома»: всё в доме голое, пустое. Не могла женщина вынести такого и снова повесила занавески, положила на прежнее место половик,  называя его родненьким и разговаривая с ним, как с человеком о том, что ему лучше дома остаться. Перед самым отъездом  она затопила русскую печку, сказав мужу, что нельзя холодную печь после себя оставлять. Тяжело было на сердце стариков, когда они оставляли все, что еще перешло от их родителей. Дед Егор взял ружье, а Настасья – прялку. Не знали, что делать с ключом: оставили соседке, которая обещалась смотреть за домом. Прощаясь, старик «трижды – направо, налево и прямо – поясно поклонился Матёре», а Настасья  «упала на узлы и завыла». Так с горечью, с великой тяжестью на сердце покидают люди малую родину.
  5. Для героев повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»  Родиной является и остров, и деревня, которая находится на этом острове. Матёра – так называется место, которое по плану строительства гидроэлектростанции, должно быть затоплено.  Пришла беда, и  пожилые люди  объединились, чтобы защитить все то, что раньше придавало им силы. Одна из главных героинь Дарья похожа на того пращура, о котором пишет А.Н. Толстой, потому что она живет по принципу: «Ничего, мы сдюжим…» Ведь это место их кормило, поило,  наполняло их сердца ответственностью за трудовые дела. Все, что они построили, обиходили, за чем ревностно десятками лет ухаживали, было им дорого. Здесь они учились почитать предков,  здесь они развивали деревенский диалект. Матёра была их родным гнездом, которое и птица защищает.
  6. В произведении К.Г. Паустовского «Акварельные краски»  рассказывается, как художнику Бергу единение с родной  природой  помогло  раскрыть еще одну сторону таланта: желание рисовать пейзаж. Родная осенняя природа вдохновила его. Ясное и радостное  чувство Родины сделало его жизнь теплой, прекрасной. Чувство  это он не мог объяснить умом, оно шло из сердца. Связь с   Родиной сейчас он не только понимал, но и чувствовал сердцем. От  такого чувства его жизнь становилась прекраснее.
  7. В одном из эпизодов повести Е.З. Воробьева «Незабудка» рассказывается о молодом защитнике Москвы, который хотел увидеть столицу нашей Родины. Телефонисту Федосееву разрешили отлучиться в город, и он побывал в метро.  Он увидел, что многие здания, памятники были замаскированы. Он был обеспокоен тем, что памятник Пушкину не был так хорошо укрыт. В метро работала библиотека. Молодой солдат с уважением отнесся к подземным читателям. Он с радостью познавал столицу и гордился тем, что ему выпала честь отражать нападения на Москву. И он понял, что «каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу» и что «ему было что защищать».
  8. Можно ли обижаться на Родину, и какая же она, Россия?  Эти вопросы обсуждают учительница Нонна Юрьевна и  мальчик Колька Полушкин – сын главного героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Когда он был у учительницы, они слушали пластинки, читали стихи, беседовали о животных. Колька впервые услышал русского певца Ф. Шаляпина, удивился его голосу. Учительница объяснила, что он уехал и умер не в России. Мальчик высказал предположение, что, может быть, он это сделал от обиды. Нонна Юрьевна постаралась убедить Кольку в том, что Родина всегда права, что она не может быть злой и обижаться на нее не следует. Мальчик вспомнил, как отец говорил ему о Родине, что она самая замечательная. Учительница  радостно подтвердила эту мысль.

Добавить комментарий

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com